Брошюра посвящена анализу образовательной политики Финляндии при переходе на новую модель школы, разработанную в рамках концепции государства благосостояния. Показано, как принцип равенства доступа к качественному образованию конкретно реализуется в системе новой дидактики, построенной на принципах современной педагогической психологии, обеспечивающей высокий уровень итоговых результатов для всех детей. Отдельный раздел посвящен актуальности такой модели развития для российской школьной системы. Подробно разбирается система оценки школ – принцип политики доверия, формирование выборки, методология конструирования тестовых заданий. Приведены примеры заданий по родному языку и литературе.
На каком основании можно сравнивать тесты PIRLS и PISA? Что происходит с читательской грамотностью наших школьников в промежутке между двумя точечными измерениями PIRLS и PISA? Где начала читательской (без)грамотности?
Главный вопрос, на который отвечало исследование PISA-2009: что изменилось в читательской грамотности 15-летних учащихся за девять лет, прошедших после первого появления результатов теста PISA. Эти результаты вызвали в мире (в частности, в мире образования) особое эмоциональное состояние, получившее название PISA-shock. Впрочем, громадная и принципиально новая информация, которую предоставило исследование PISA, стала основанием не только для эмоций, но и для управленческих решений в области образования. Именно PISA послужила поводом и повлияла на направление образовательных реформ во многих странах, участвовавших в международном мониторинге качества национального образования. Качество образования, основные образовательные результаты все чаще определяются в том компетентностном ключе, который последовательно использован и четко артикулирован создателями теста PISA.